Сергей Харитич (sergeykharitich) wrote in spb_auto,
Сергей Харитич
sergeykharitich
spb_auto

Category:

"Старые" и "новые" "зеленые карты"

Коллеги, в этом году РФ стала участником международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по системе "Зеленая карта", а с 1 января 2009 года нашим страховщикам разрешено выдавать собственные полисы "зеленой карты", а не торговать чужими (как правило, болгарским Булстрадом или польской Эрго Хестией) в качестве агентов. Ввиду того, что как только у наших страховщиков стала "монополия" на страхование российских авто, стоимость полисов с нового года возрастет - по некоторым позициям вдвое. Это как всегда в нашем любимом государстве. Соответственно, многие пытаются купить полисы по старым ценам и ездить по ним год по старой цене. Я попытался разобраться в правовой стороне дела, а то слишком много "говорят" и "я слышал" : )

Под катом - мысли и вопросы



Попытался примкнуть к таким "умникам" и я и позвонил в одну из СК. Состоялся примерно такой разговор:

- Здравствуйте, хочу купить "старый" полис "Зеленая карта" на год. У вас есть еще старый бланки?
- Да, можно, только вы будете весь год там находиться? Нет? Будете въезжать и выезжать? Ну тогда вас при въезде в новом году не пустят.
- На каком основании?
- Эээ, ну с нового года РФ вступила... все такое... не пустят.
- На каком основании? Можете мне дать какой-то закон или постановление чье-нибудь?
- Эээ, сейчас соединю с юристом.
(соединяет с коллегой, та выслушивает, просит взять паузу, записывает мой мобильник и обещает перезвонить. Через 10 минут перезванивает)
- Да, можете покупать. Если полис начинает действовать в 2008 году, то он будет действовать до конца его срока. Без проблем можете въезжать и выезжать.
- Спасибо, соедините, пжста, обратно с отделом "зеленая карта"
(соединяет; другой человек, выслушивает мой вопрос, затем говорит)
- А вы знаете только, что вы должны первый раз выехать до нового года. Тогда все последующие поездки тоже сможете по этому полису ездить. А если поедете в первый раз после нового года, то не выпустят.
- ??? Чего? А как они это будут отсекать? И опять же - на каком основании?
- Нуу, у вас же в паспорте будут отметки о пересечении границы, вот по ним...
- Ну моя машина же не только со мной может выезжать. У меня может и не быть штампа о пересечении границы, тогда как моя машина, скажем, под моим отцом может уже 10 раз туда-сюда границу пересечь..
- Ну я не знаю, мое дело предупредить. Цена такая-то.
- Спасибо, до свиданья.

Понятно, что операторы несут ересь. Остается только понять, до какой степени это именно их ересь и где начинается ересь нашего законодателя. Пока выявил вот что:

НПА №1
***
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 марта 2008 г. N 337-р

О НАЦИОНАЛЬНОМ СТРАХОВОМ БЮРО "ЗЕЛЕНАЯ КАРТА"

В целях реализации Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств":

1. Признать Российский союз автостраховщиков участником международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по системе "Зеленая карта", исполняющим функции национального страхового бюро системы "Зеленая карта".

2. Принять предложение Минфина России о подписании письма в Европейскую экономическую комиссию ООН и Совет Бюро "Зеленая карта" в отношении членства Российского союза автостраховщиков в Совете Бюро (прилагается - не приводится).

Поручить Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Министру финансов Российской Федерации А.Л. Кудрину подписать указанное письмо от имени Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЗУБКОВ
***

Понятно, Правительство РФ признало Российский союз автостраховщиков (РСА) национальным страховым бюро (этот термин будет дальше), то есть, грубо говоря, представителем системы в РФ. Система Зеленой карты такая - есть "Совет бюро", в который входят "национальные страховые бюро" (отвечают за свои страны, либо еще за те страны, где нет своего бюро), созданные в соответствии с рекомендацией №5. В такие национальные бюро входят члены - то есть собственно страховые компании, при этом член необязательно должен находиться в стране нахождения бюро. Итог: Совет бюро в Европе, РСА - нац.страховое бюро тут; члены - собственно страховщики, которые имеют право выдавать полиса.

Дальше НПА№2

***
25 апреля 2002 года N 40-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Статья 31. Международные системы страхования

1. В случае временного использования транспортного средства, зарегистрированного на территории Российской Федерации, на территории иностранного государства, в котором применяются международные системы страхования, владелец такого транспортного средства обязан застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории указанного иностранного государства, на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней.

3. Условия, на которых в рамках международных систем страхования осуществляется страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации и временно используемых на территориях иностранных государств, в которых применяются международные системы страхования, должны соответствовать требованиям и правилам таких международных систем.

Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию

Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств в Российскую Федерацию, а также за исполнением обязанности, установленной пунктом 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, при выезде транспортных средств из Российской Федерации в другие государства, в которых применяются международные системы страхования.
(Действие абзаца приостановлено до 31 декабря 2008 года Федеральным законом от 16.05.2008 N 73-ФЗ.)
***

Контроль повесили на таможню (как раз с 1 января 2009), то есть при отсутствии полиса, соответствующего требованиям системы, меня могут не выпустить из страны.

Теперь я хочу понять - что значит "соответствует требованиям и правилам таких международных систем".

Вопросы:
1. Могу ли я купить полис "зеленая карта" на машину, зарегистрированную в РФ, в другой стране?
2. Могу ли я купить полис "зеленая карта" сейчас и ездить с ним весь оставшийся год до истечения срока его годности?

Вот что я нашел из международного (точнее, из регламентов бюро "Зеленая карта"):

Internal Regulations adopted by the General Assembly in Crete on 30 May 2002 and revised in
Lisbon on 29 May 2008 (регламент системы "Зеленая карта" - приняты в 2002, пересмотрены в 2008) - есть тут.

Во втором разделе есть ответы на некоторые вопросы:

Статья 7 п.2: Каждое бюро уполномочивает своих членов выдавать зеленые карты застрахованным исключительно на автомобили, зарегистрированные в любой стране, которая относится к компетенции такого члена (в оригинале - Each bureau shall authorise its members to issue Green Cards to their insureds solely for
vehicles registered in any country for which it is competent).

Статья 7 п. Любой член может быть уполномочен своим бюро выдавать зеленые карты своим страхователям в любой стране, где не создано бюро, при условии что данный член учрежден в этой стране. Этот вариант возможет только в отношении транспортных средств, зарегистрированных в данной стране (Оригинал: Any member may be authorised by its bureau to issue green cards to its insureds in any country where no bureau exists provided that the member is established in that country. This option is limited to vehicles registered in the country in question.)

По Рекомендации №5:
- Правительство признает одну единственную организацию страховщиков в качестве нациоанльного страхового бюро (оно сделало это своим постановлением); членами бюро могут быть страховщики, которые вправе заниматься страхованием автогражданской ответственности.
- Бюро должно снабжать своих членов страховыми полисами или разрешать им печатать свои собственные, но в обоих случаях они должны соответствовать образцу в приложении.
- соответствующие правительства должны по возможности стремиться к ОТКАЗУ (!!!) от проверок полисов на границах путем содействия заключению соглашений между соответствующими национальными страховыми бюро.
- В каждой стране, Правительство которой приняло настоящую рекомендацию, зеленая карта, выпущенная в соответствии с образцом, указанным в п.3, должна приниматься, без дополнительных формальностей или платы, в качестве доказательства факта страхования, соответствующего требованиям обязательного страхования автогражданской ответственности перед третьими лицами данной страны, в отношении транспортных средств, в отношении которых такая зеленая карта была выдана (оригинал: In each country the Government of which has adopted this Recommendation, Green Cards established in conformity with any of the models referred to in paragraph 3 above shall be accepted, without any formality or cost, as evidence of insurance complying with the compulsory third party motor insurance law of that country as regards vehicles in respect of
which such Green Cards have been issued.)

Кроме того, на сайте Зеленой карты сказано, что с 1 января 2009 года вводится новый формат зеленой карты, на который все должны перейти до конца 2010 года. При этом период 01.01.09- 31.12.10 называется переходным, когда могут выдавать полисы как старого. так и нового образца. Более того, полисы старого образца, выданные на 5, скажем, лет, остаются действительными и после 1 января 2011 года. Недействительными будут лишь полисы старого образца, выданные после 1 января 2011 года.

Из чего я делаю ВЫВОДЫ о том, что:

1. Я не вижу жесткого указания на то, что полис на авто с российской регистрацией должен быть выдан именно членом российского нац.бюро. Ни сейчас, ни в будущем.
2. Я не вижу указания на то, что полис, выданный до 1 января 09 года, должен прекратить свое действие с наступлением этой даты.
3. Я не вижу обязанности приобретения полиса нового образца ни сейчас, ни в новом году - и так вплоть до 31 декабря 2010 года включительно.






Кто-то разбирался в правовой стороне вопроса? Найдете ошибку в логике?

Спасибо!
Tags: ОСАГО-Каско-Страхование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments