Пипец (e_pipe) wrote in spb_auto,
Пипец
e_pipe
spb_auto

Category:

Объезжаем пробки по обочинам. Как в Германии?

Оригинал взят у sd7962 в Объезжаем пробки по обочинам. Как в Германии?
Недавно появилась новость:

Объезжать автомобильные пробки по обочинам, как это делают в Германии, предлагают отраслевые эксперты.
Авторы инициативы — проектировщики и общественники — приводят в пример Германию, где во время заторов обочины превращаются в еще одну полосу для движения, причем совершенно официально. У нас же край дороги можно использовать только для экстренной остановки, да и то не везде — на мосту и скоростной трассе такая остановка нежелательна.

А как в Германии на самом деле? Разбираемся под катом

Источник


Затор на автобане А2. Германия (Фото: KEYSTONE/Karl Mathis)


В чем же ошибка? Взглянем на типовой поперечный профиль загородной дороги в Германии

Типовой поперечный профиль загородной дороги в Германии (двухполосная дорога) (Источник: RAL 2012)



Типовой поперечный профиль загородной дороги в Германии (дорога с разделительной полосой)

3,5 метра - полоса для движения, 0,5 метров - краевая полоса. А обочина имеет ширину всего лишь 1,5 метра. Реально по ней проехать объезжая затор? Я уже молчу про дорожную разметку, которая запрещает выезд на обочину, а также про отсутствие асфальтового покрытия. Неужели кто-то думает, что немцы настолько не заботятся о своих дорогах, что позволяют выносить тонны грунта/почвы с обочин на проезжую часть?

Резонный вопрос, а для чего тогда устраивается обочина в Германии? Это можно легко понять, прочитав немецкие нормативы на проектирование загородных дорог (RAL 2012):

Обочина предназначена для размещения элементов оснащения (дорожных знаков, рамных опор для дорожных знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений), а также для нужд обслуживающих служб. Исходя из условий использования обслуживающими службами, а также для стоянки неисправных автомобилей обочина должна быть укреплена и иметь ширину 1,5 м.

Таким образом, Движение по обочине в Германии не разрешено.

Может быть это ошибка журналистов? А эксперты вовсе не обочину имели в виду. Ну, например, остановочную полосу на автобане.
Смотрим на типовой поперечный профиль автобана в Германии.

Типовой поперечный профиль автобана в Германии (шестиполосный автобан)

Полосы для движения - от 3,75 до 3,50 м, краевая полоса - 0,50 м, остановочная (боковая) полоса - 2,50 м (в некоторых случаях - 2,00 м и 3,00 м - см. ниже), обочина - опять же 1,50. Возможно журналисты или эксперты имели в виду остановочную полосу? Прочитаем, что написано про назначение остановочной полосы в немецких нормативах на проектирование автобанов (RAA 2008).

Остановочные полоса являются неотъемлемой частью поперечного профиля на автобанах исходя из соображений безопасности дорожного движения и обеспечения обслуживания дороги. Конструкция дорожной одежды на остановочной полосе аналогична конструкции на проезжей части для обеспечения проезда тяжелого транспорта во время ремонтов и аварий (во время ремонта и аварий, которые мешают проезду по проезжей части, транспортный поток пускается по остановочной полосе).

Для автобанов высших категорий исходят из возможности безопасной остановки грузовиков и назначают минимальную ширину остановочной полосы 2,50 метра. Для автобанов низших категорий ориентируются на легковые автомобили, а минимальная ширина составляет 2,00 метра.

Для четырехполосных автобанов для системы движения 4+0 (на период ремонта или реконструкции одного направления автобана - см. рис. ниже) необходимо предусматривать остановочные полосы шириной 3,00 метра с краевыми полосами 0,75 метров для обеспечения проезда во время проведения ремонта или реконструкции дороги.





Система движения 4+0. Позволяет сохранить количество полос движения (общая ширина 12 м) при ремонте или реконструкции одного из направления автобана.

То есть, как видно из рисунка и из перевода норм, по остановочной полосе действительно возможно движение. Но! Это движение возможно на период проведения ремонтных работ с обозначением разметкой, знаками и другими средствами организации дорожного движения. Вводится для сохранения пропускной способности автобана. Кроме того, остановочная полоса может быть использована обычными автомобилями в случае крупной аварии.

Чего в нормах описано не было, так это сохранения беспрепятственного проезда по остановочной полосе для спецслужб (пожарных, скорой и полиции) - это тоже функция остановочной полосы.

Возвращаясь к исходному вопросу - Нет, по остановочной полосе движения транспорта во время заторов в Германии не разрешено.

Теперь заглянем в правила дорожного движения Германии. Первый пункт параграфа 2 указывает, что:

Автомобиль должен двигаться только по проезжей части. Остановочная полоса не является проезжей частью.

Посмотрим на штрафы. Использование остановочной полосы для опережения - штраф 75 Евро  (на данный момент 5 500 рублей) и 1 пункт.

Для большей убедительности - пара фоток с заторами на автобанах:

Затор на автобане А2. Германия (Фото: KEYSTONE/Karl Mathis)

Затор на автобане. Германия (Фото: http://www.br.de/nachrichten/verkehr)

Как мы видим, остановочные полосы не заняты автомобилями.

Еще пара ссылок:
Немецкая статья на тему Можно ли ехать по остановочной полосе во время заторов.
Немецкий авто-форум на котором обсуждается Как перестраиваться на переходно-скоростную полосу, если некоторые товарищи ездят по остановочной полосе.

Я не отрицаю, что в Германии в качестве исключения или эксперимента (обязательно научно-обоснованного) может вводиться возможность использования остановочной полосы. Однако, обязательно подчеркнуть слово исключение. Почему я его выделил? Нужно знать немцев - они очень консервативны в проектировании автомобильных дорог. Это связано с их ответственностью за поведение водителей, которое в свою очередь сильно влияет на безопасность дорожного движения. Видел ли кто-то транспортную развязку в германии принципиально отличающуюся от клеверного листа (условно, стандартных типов развязок в Германии несколько)? Я нет. Все элементы привычны и понятны для водителей, они знают чего ожидать. Будь то Берлин или Гамбург, или Мюнхен. Никому не придет в голову делать переходно-скоростную полосу, примыкающую слева к проезжей части на автобане. Это непривычно, это опасно, даже если позволяет существенно снизить затраты и вписать развязку в существующие условия. Также и с движением по остановочной полосе. Что будет происходить в зоне начала переходно-скоростной полосы? Кто будет иметь приоритет - тот кто едет по проезжей части или кто едет по остановочной полосе (ведь в зоне переходно-скоростной полосы остановочная полоса исчезает и становится проезжей частью). Очень много деталей, которые сильно усложняют правила движения и могут быть истолкованы по разному. А где сложно и непонятно - там выше опасность.

Тем не менее не смотря на свой консерватизм немцы исследуют поведение людей (в частности водителей) и совершенствуют свои нормы проектирования, делая поездку комфортнее и безопаснее для автомобилиста. Водитель по сути не ощущает изменений, но лучше соблюдает правила, спокойней себя ведет и, соответственно, совершает более безопасную поездку. Немцы обдуманно выбирают направление и идут до совершенства. А не так как у нас - метаются из стороны в сторону. То диагональный переход (необоснованно), то устранение пересечения пешеходных и транспортных потоков (необоснованно), то резкий категорический отказ от отличной для определенных условий транспортной развязки по типу клеверный лист (необоснованно), то наконец - давайте изменим функцию обочин. Меняете функцию - называйте по другому! Или вы на тех же обочинах, где будут ездить автомобили собираетесь устанавливать барьерные ограждения? Будет отлично выглядеть и можно будет хорошо проехать по такой обочине.

Теперь посмотрим, какое определение обочине дает нормативная документация в РФ

Из ГОСТ Р 52399-2005:

3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.
3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

Все как-то не понятно. Интересно, для чего же она нужна? Заглянем в ПДД:

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Странно, что не указана возможность установки барьерных ограждений и сигнальных столбиков. Они ставятся именно на обочине (ГОСТ Р 52289-2004). Что значит для "движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами"? Ответ даст Википедия:

Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств (ПДД 9.9).
Обочина предназначена для:

  • остановки и стоянки транспортных средств (ПДД 12.1);

  • разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину (ПДД 8.8);

  • при отсутствии тротуаров — для движения пешеходов (ПДД 4.1);

  • при отсутствии велосипедных дорожек — для движения велосипедов и мопедов (если это не создаёт помех пешеходам, иначе велосипеды и мопеды должны двигаться по проезжей части) (ПДД 24.2).


Как мы видим из ПДД, обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств.

Эксперты предлагают очередную замену понятий и путаницу. Разрешим нормальное движение (пускай только на время заторов, но все же нормальное. Хотя тут еще нужно будет подумать, как определить - есть затор или его нет, чтобы понимать, можно ли ехать по обочине или нет). А куда девать пешеходов, которые ходят по обочине в отсутствии пешеходных дорожек? А куда должно устанавливаться барьерное ограждение? Уберем его совсем. Хотя нет, лучше введем новое понятие - банкет и поставим на него барьерное ограждение. На банкете же будет возможность экстренной остановки транспортных средств и прохода пешеходов. И ничего, что слово банкет уже существует и означает определенный элемент земляного полотна и имеет свою функцию - мы его тоже как-нибудь по другому назовем.

Не замечаете странности ситуации? Как-будто кто-то хочет себя чем-то занять, просто так, чтобы чем-то заниматься. Причем не важно чем. Но лучше не сильно напрягаться...

В итоге

Если расшифровать все написанное экспертами в статье и перевести на язык правильных терминов, то получится примерно следующее:

Устроить дополнительную полосу для движения автомобилей и убрать из элементов поперечного профиля обочину (совсем убрать или сократить ее до минимума - из статьи не ясно).

Зачем городить огород с обочинами - не понятно. Зачем ссылаться на мифическую германскую практику - тоже не понятно. Хотите сделать как в Германии - сделайте сначала хотя-бы усилие, чтобы изучить немецкие нормы проектирования и правила дорожного движения.

Tags: АвтоНовости, Их нравы, ПДД
Subscribe

  • Поиск некро

    Дратути. Тут вернулся с деревни, приступил к городской жизни и резко понял что угаз чот не сильно удобен в образе второго авто в каменных жунглях,…

  • На китайцах можно заработать

    Заметил, что в сообществе неравнодушны к китай-прому. Некоторые считают, что приобретение кита убыточное. А вот пример как можно даже заработать:…

  • ЖиДудей псто

    Дратуйти, с вами, КГБ-обычно, искренне ваш Био-Мусор. Вместо флейты поднимем флягу вопрос о Ларгусах... Собссенно, просто Ларгус и…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Поиск некро

    Дратути. Тут вернулся с деревни, приступил к городской жизни и резко понял что угаз чот не сильно удобен в образе второго авто в каменных жунглях,…

  • На китайцах можно заработать

    Заметил, что в сообществе неравнодушны к китай-прому. Некоторые считают, что приобретение кита убыточное. А вот пример как можно даже заработать:…

  • ЖиДудей псто

    Дратуйти, с вами, КГБ-обычно, искренне ваш Био-Мусор. Вместо флейты поднимем флягу вопрос о Ларгусах... Собссенно, просто Ларгус и…