Остап Ибрагимович Тендер (otender) wrote in spb_auto,
Остап Ибрагимович Тендер
otender
spb_auto

Category:

Путеводитель по Грузии

Весной меня кто-то из коммуны просил не держать в себе написать по итогам поездки в Грузию-Армению, так что я, хоть и поздно, но набросал что-то по мотивам путешествия.
Оговорюсь сразу, у kisik получилось не в пример круче и автомобильнее. Я, во-первых, организовал гораздо менее геройский маршрут, во-вторых, меньше фотографировал, а, в-третьих, брал машины напрокат - и в Грузии и в Армении. Да и вообще я унылое говно.
Впрочем, считаю, что лучшее, чем я могу отплатить этим странам - рассказать о них другим. Хотя бы так :)
IMG_1993

Автопарк и прокат машин
Поскольку пилить до Грузии из нашей деревни весьма далеко, логично брать прокатную машину на месте. Прокат относительно дорогой, а про новенькие экономичные клопыши классов А и В можно забыть - все прокатные конторы наперебой предлагают БЧД, кабриолэты, или, на худой конец, некропремиум классов E и D. Все примерно десятилетнего возраста и старше.

Крупные прокатные конторы типа Херца когда-то были (есть пара мертвых сайтов), но, чувствуется, то ли загнулись, то ли ушли в запой. В целом, ощущается, что этот бизнес чуть менее чем полностью отдан на откуп мелким конторкам, которые живут как могут. Впрочем, особого желания наебать заработать путем обмана несчастных туристов я не заметил. Так что рекомендую не комплексовать, беря прокатную машину в Грузии у какого-нибудь "Вано-премиум-карс", располагающегося в утлой комнатенке с одним столом. Там все такие :)

По интернетам заранее с трудом нашли Гольф-4, который, в итоге, нам заменили на мерседес А-класса. Стоило это 59$ в сутки. Есть и плюсы - почти все предложения - это полностью заКАСКОванные машины, поэтому всем насрать что вы там поцарапаете и в кого въедете. Когда мы сдали наш некромерин обратно, припарковав его в каком-то переулке неподалеку, его даже никто не пошел смотреть. Через 6 часов (!) мне позвонила ленивая девочка и сонно переспросила где стоит машина, а то она ее найти не может. Больше не звонила - видимо таки нашла :)
IMG_2171
К чести сказать, выданная нам гроза лосей от мерседеса с явно нелегкой судьбой, исправно откатала под нами еще одну непростую тысячу километров по суровым грузинским дорогам. Дребезжала, скрипела, выла усталым движком, неприятными рывками перебирала передачи, но везла. Кстати, прокатчик обещал помощь в любом непредвиденном случае на территории Грузии. И, скорее всего, действительно бы приехал и помог, случись что.
IMG_2217
А в целом, Грузия автомобильная - это смех сквозь слезы. Любовь грузин к мерседесам столь огромна, сколь и непостижима. Любой грузин, заработавший денег хотя бы на тридцатилетнюю повозку с трехлучевой звездой, душа которой отошла в автомобильный рай еще задолго до наступления третьего тысячелетия, никогда не променяет свой мерседес ни на что, кроме другого мерседеса. БеЭмВе - для тех нищебродов, которым не хватило денег на божественный мерседес! Ну и так далее... В итоге, весь автопарк Грузии - это некропремиум 10+, затем жигули советских времен, а потом уже другие иномарки, впрочем, того же возраста 10+. Свежих бюджетных авто нет вообще, хозяев жизни на свежем премиуме тоже немного, но они есть.
Правила и манера вождения
До поездки, изучая интернеты, я нашел лишь пару упоминаний об особенностях вождения в Грузии. В частности, рекомендовалось избегать конфликтов, т.к. полиция всегда встает на сторону резидентов, а также упоминалось о забавном правиле - при повороте налево на однополосной загородной дороге требуется съехать на обочину, пропустить всех едущих за вами, а потом уже, с обочины (!), поворачивать налево. Каково оно в реальности, я не проверял, но спешу успокоить опасающихся рулить в Грузии - ничего страшного там нет.

Ментальность, как ни крути, у грузин европейская, потому нелогичных действий на дороге в пределах нормы. В отличие от всяких арабов и прочих индийцев, которым в следующий момент может ударить моча в левое полушарие и они ломанутся через 6 рядов налево с криком "Аллахакбар". Да, в Грузии ездят неаккуратно, нелепо обгоняют в поворотах, вторым рядом, вклиниваются и оттормаживают поток. Поразил деятель, обогнавший всех вторым рядом на двухполоске и тошнивший дальше медленнее потока, но во главе колонны :) Паркуются, разумеется, как придется, пешеходов не пропускают вообще. Благодаря чему Тбилиси в моей табели о рангах занял первое место в списке самых пешеходоненавидящих городов. Переходов крайне мало и даже на них тебя никто никогда не пропустит. Но поскольку общий трафик не идет ни в какое сравнение с российским, это все напрягает не сильно.

Полицаи действительно не сидят в засадах, периодически пролетают на БЧД типа Тойота Хайлюкс (трасса) или божественных новеньких шкодах (Тбилиси, Кутаиси). Я, понятно, не нарушал практически ничего, так что не сталкивался с ними вообще. Могу только сказать что они есть, причем в оптимальных концентрациях - глаза не мозолят, на каждом углу не стоят, но ездят и, наверное, даже бдят.
За спидкамы ничего сказать не могу, да и вообще не очень представляю, кому там нужно превышать. Если не думаете о себе, подумайте о подвеске своего автомобиля (см. ниже).
Дороги, топливо и дорожная инфраструктура
Дороги ужасные от слова совсем. Не повторяйте моих ошибок и не планируйте поездки по всяким гуглокартам, не обращая внимания на класс дороги. Более-менее качественны только трассы государственного значения с буквенно-цифровыми обозначениями. Только на этих дорогах можно держать нормальную скорость без опасения, что в следующую секунду вам нафиг оторвет колесо или машина не развалится от адских деформирующих воздействий, как Антилопа Козлевича из "Золотого теленка". Например, серьезная по картам дорога от Жинвали до Тианети выглядела так, что после километра езды по ней я реально испугался что машина развалится и повернул назад. При том, что меня сложно упрекнуть в жалости к прокатной машине. Это, кстати, отсылает к пункту про прокат авто - если есть желание поколесить не только по основным дорогам - берите БЧД и обязательно планируйте больше времени на перегоны. Расчеты со средней скоростью 50-80 км/ч оставьте в этих ваших гейропах. У меня выходило 30-40 за исключением основной в стране трассы Тбилиси-Кутаиси.
Заправки чаще попадаются в населенных пунктах, их достаточно много близ крупных трасс. 95-й стоит в пересчете на рубли порядка 40-45 рублей (май 2014).

Ничего не могу сказать о качестве топлива, наш некромерин бодро шуршал на любом бензине, который мы заливали в Грузии. Автосервисы не очень распространены (или незаметны), а вот шиномонтаж и вулканизация (еще бы!) встречаются очень часто. Немало и придорожных кафе. Ассортимент и качество пищи в них не изучал, а вот выпить по пути чашечку кофе (как, впрочем и в любом месте в Грузии) настоятельно рекомендую. Такого вкусного заварного кофе как в Грузии и Армении я не пил нигде. Цена на него - 20 рублей (май 2014). Ну и конечно надо отметить, что от Тбилиси до чуть далее Гори ведет настоящий автобан с разрешенной скоростью 110 км/ч. Правда ехать по нему с такой скоростью не рекомендую. См. ниже
Другие участники движения
Прежде всего, это крупные рогатые животные. Они везде. За любым поворотом, на любой дороге и даже на автостраде Тбилиси-Гори (!!!). Я не шучу - автострада, знак 110, плавный поворот, а за ним открывается диво-дивное - чабан гонит по правой полосе и обочине стадо из 50 буренок. Занавес! :)
IMG_2240
По сравнению с коровами, зашуганные, бесправные пешеходы в Грузии не доставляют никаких проблем. Мото- и велохрустов практически нет. Если встретите - в 99% случаев это будут не совсем здоровые на голову евротуристы.
Российские номера
Машин с российскими ГРЗ ожидаемо мало. В основном, они делятся на две категории: затонированные приоры и зубилы из соседних регионов 05, 15, 26, 95 с соответствующими водилами и манерами езды (правда из Ставрополья попадаются и обычные семейные туристы на кроссоверах) и БЧД с номерами Москвы, СПб, Ростова и других. Это, как я выяснил, в основном этнические грузины и армяне, пришедшие к успеху живущие в России и катающиеся на родину для поднятия ЧСВ к родне.
Отношение к российским ГРЗ, как показалось, совершенно индифферентное. Всем похуй.

Здесь, как ни крути, нельзя не упомянуть презренного/благословенного (нужное подчеркнуть) Саакашвили, от времен которого в Грузии осталось по меньшей мере два осязаемых наследия - по-европейски корректные и дружелюбные с виду госслужбы (таможня, полиция) и впечатляющий рывок в плане туристической инфраструктуры. Причем подавляющее большинство построенного/приведенного в порядок в Грузии сделано не для местных жителей, а для туристов. И это работает. На основных туристических объектах полно автобусов с европейскими пенсионерами, кафешечки-сувенирчики-все дела. Но чуть дальше от хоженых туристами мест - колхоз, разруха, а то и вообще насрано не проехать. Впрочем, у нас не лучше.
Что посмотреть
Посмотреть, безусловно, есть на что. Если старый Тбилиси или Кутаиси, по сравнению с европейскими городами, КМК выглядят не особо (хотя частные гостиницы в старых домах 19 века в этих городах впечатляют), то крепости, храмы и монастыри, разбросанные по стране, оооочень живописны. Ну и природа, которая совершенно разная в центральной, западной и южной Грузии. Тут уже, конечно, полный субъективизм - многие достопримечательности Тбилиси,я, например, вообще за таковые не считаю, так что ниже лично мой список:
1) Тбилиси. В самом Тбилиси можно погулять по старому городу и подняться на возвышающуюся над ним крепость Нарикала. Сделать это можно на фуникулере, но как раз в мае он был на ремонте :( Зато можно пройтись по берегу реки Куры до скалистого берега, на котором стоит Метехский храм. Впрочем, удовольствие достаточно сомнительное, т.к. никакого градостроительного плана у тбилисцев как будто нет и нагромождение нового, старого и самостроя лично меня раздражает. Гулять по новым проспектам и смотреть всякие дворцы 19-20 века мне также было неинтересно.
IMG_2420
IMG_2438
IMG_2455
2) Даже если вы в Тбилиси проездом, рекомендую добраться до Мцхеты (20км. от Тбилиси), где расположен главный храм страны Светисцховели, а на горе над Мцхетой стоит маленький монастырь Джавари. И храму и монастырю тысяча лет, зайчатки. Оттуда же открывается шикарный вид на излучину реки Куры и Мцхету. Даже если вы без машины, в Мцхету вас отвезет любой таксист за недорого.
IMG_2005
IMG_2059
IMG_2040

3) Чуть дальше от Тбилиси по той же трассе на Гори (70 км. от Тбилиси, 50 км от Мцхеты) стоит заехать в пещерный город Уплисцихе. Самый древний город пещерных грузин, от которого открываются живописные виды.
IMG_2114
IMG_2091

IMG_2080
4) В 60 километрах на север от Тбилиси по военно-грузинской дороге на берегу Жинвальского водохранилища расположена крепость Ананури. Ее еще называют визитной карточкой Грузии для россиян, т.к. ее невозможно проехать мимо, двигаясь от границы с Россией (до границы с РФ, кстати, от Ананури всего 100км.)
IMG_2338
IMG_2363
IMG_2369

IMG_2407
5) От Ананури по карте было очень удобно доехать до монастыря Алаверди северо-восточнее Тбилиси, однако, как я писал выше, дорога оказалась настолько ужасающего качества, что от этой идеи пришлось отказаться. Если поедете в Алаверди не на БЧД - пробуйте дорогу через Телави.
6) Кутаиси (220км от Тбилиси) как город понравился даже больше чем Тбилиси, хотя основной интерес представляют находящийся рядом с городом Гелатский монастырь и храм Баграта, построенный Давидом Строителем. И им тоже, кстати, без малого тысяча лет. Храм Баграта был зверски реставрирован при Саакашвили без оглядки на стоны ЮНЕСКО, за что Мишико был анально проклят грузинским патриархом, однако Баграти таки был отреставрирован к 2012 году. По мне так лучше, чем развалины, но искусствоведы говорят, что храм Баграти уже не торт.
IMG_2163
IMG_2150
IMG_2159
7) На юге, помимо наиболее живописной природы и проезда через Боржоми, очень понравилась отреставрированная крепость Ахалцихе (от нее 20км до границы с Турцией), а также идеальная, нетронутая еще реставраторами крепость Хертвиси. В планах еще было доехать до пещерного города Вардзиа (по описанию, он крупнее и красивее Уплисцихе), но, как я писал выше, крейсерская скорость по грузинским дорогам была рассчитана в корне неверно. Пришлось обойтись без Вардзиа.
IMG_2190
IMG_2210
IMG_2280
IMG_2315
Питание и проживание
Конечно, нельзя не упомянуть грузинскую еду. Может нам просто повезло, но хотя мы не пользовались ни путеводителями ни даже советами местных, в каждом месте, где мы ели, и еда и вино были прекрасны. По деньгам все очень гуманно. Прекрасный заварной кофе - 20р, порция шашлыка - 120-200р, овощной салат - 40-60р, жаркое в горшочке - 140р, бутылка "Хванчкары" - от 120р. В Тбилиси-Кутаиси в центре может быть процентов на 50 подороже.
И это, кстати, дешевле, чем в соседней Армении, которая вроде как живет победнее.

По проживанию нас вполне устраивали варианты частных домов в Тбилиси и Кутаиси. Большие комнаты с высокими потолками в домах 19 века, свой современный санузел и незамысловатый, но трогательный, из советских времен, национальный декор. Такие варианты с завтраком стоят на двоих порядка 2000 в Тбилиси и 1200 в Кутаиси.
Люди и отношение
Выше я уже касался этого в рассказе о российских ГРЗ. Неприязни на бытовом уровне нет, симпатии, впрочем, тоже. На русском те, кто его знают (40+),
говорят охотно. Показалось, что про политику вообще говорить не хотят, что логично, а за жизнь интересуются и про свою охотно рассказывают. Если что-то
спросишь - честно подскажут, посоветуют, помогут, но сами набиваться в помощь не будут.

Молодежь русского не знает, но неплохо знает английский. А еще смешанные чувства между истерическим смехом и желанием развидеть вызывают грузинские хипстеры. Столичная молодежь действительно очень тянется к европейской моде, гаджетам, посиделкам в бигмачечной (эти ваши смузи до Тбилиси пока не дошли) и прочей эпидерсии, но выглядит такой кавказский подросток настолько комично и ирреально, что с симпатией вспоминаешь красные мокасины и кепки FBI.

А еще в Тбилиси много безобидных попрошаек-бухариков, небезобидных цыган и по-настоящему трогательных сухоньких печальных старушек в темных одеждах. Видимо грузинская социалка, несмотря на общий уровень жизни, похуже той же армянской, где я откровенно старых людей в туристической торговле или тем более на паперти не видел.

Может быть так сложилось, но и в Кутаиси и в Тбилиси хозяевами частных отелей были смешанные русско-грузинские пары. В одном случае у русской хозяйки грузином был муж, в другом - у русского грузинкой была жена.
Официальные люди
Про полицию, как я упоминал выше, сказать мне нечего, а вот с таможенниками мне общаться понравилось. Предельно корректные, с камерой на нагрудном
кармане (!!!), говорящие как по бумажке и не позволяющие себе никаких вольностей. Досмотр личных вещей на въезде присутствовал - вежливо, но
досконально. На выезде на это всем похуй багаж не досматривали.

Еще обратил внимание на хренову тучу охранников на вокзале Тбилиси. Они, как и у нас, не имеют отношения к МВД, к своим обязанностям, как и у нас, они относятся с похуизмом крайне формально, причем на крохотный зал вокзала их было 8 (!) человек. На их лицах читались неподдельные муки от скуки.
Ну и кладбище электричек прямо на путях у здания вокзала тоже не оставило равнодушным. Вообще, железнодорожная инфраструктура что в Грузии, что в Армении, будучи отрезанной от России, дышит на ладан. Что тоже логично в условиях изоляции (Армения), а также потери абхазской ветки ж/д и неровных отношениях с Россией (Грузия).
IMG_2458

Так получилось, что мое путешествие было связано именно с железной дорогой (в Тбилиси я приехал из Еревана и уехал обратно в Ереван на поезде) - оттуда и столь объемное лирическое отступление про Ж/д.

Готов рассказать про Армению, если пожелаете :)
Tags: Поездки за границу, Путешествия-Отчеты о поездках
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments