Скажу сразу - когда ехали туда, было желание взять авто на прокат..., по крайней мере скутер или байк. В первый же день отдыха - 4 ноября это желание было забыто как страшный сон...
Если коротко определить, что собственно происходит на дорогах Индии и какие это дороги, то на языке одно определение - это ад...
Ну по порядку:
БЕНЗИН - 95-й по цене 47 рупий за литр (31-33 руб) на АЗС. 70 рупий в литровых бутылках для байков (с маслом) продают частники у "обочин" и в населенных пунктах. Своей нефти в Индии чрезвычайно мало, поэтому в основном, нефтепродукты привозные. АЗС мало - расстояние между заправками в среднем 25 км. Есть газозаправки, но редко...
ДОРОГИ - практически везде это одна полоса, предназначенная для двухстороннего движения. Ширина такой дороги - представьте ширину одной полосы российской дороги и умножьте ее на 0,8...
Тротуаров вдоль дорог в населенных пунктах нет по определению. Их просто нет и все... В крупных населенных пунктах и тем более в мелких. Многочисленные пешеходы перемещаются по кромке дороги, так как обочин там тоже, как правило нет, либо они обрывистые (переход с покрытия на обочину). Дорожная разметка встречается исключительно редко и никакого значения для водителей не имеет...
Знаки в "индийском" исполнении, встречаются чрезвычайно редко - в основном это два знака - "крутой поворот" и "двигайся медленно"... Достаточно много лежачих полицейских (очень высокие 30-40 см или три подряд по 20 см) - иногда вместо знаков "уступи дорогу" или перед к-л местной школой ...
Светофора видел всего два - и оба, по словам гида не работали уже много лет...
Качество дорожного покрытия - чисто наше российское провинциальное. Иногда хуже...
Дороги федерального значения - довольно приличное качество покрытия, светоотражатели (иногда) по кромкам дороги, две почти полноценные полосы движения (туда/обатно), освещения трасс нет, обочин тоже не имеется...
Индийский серпантин - это ад в квадрате... Представьте обыкновенный, в нашем понимании горный серпантин, только в виде "змейки" с радиусами изгибов 15-20 метров, с нулевой, естественно, видимостью. Ограждения в сторону обрыва встречаются редко. Ширина - 0,8 ширины нашей полосы.
ЖИВОТНЫЕ - в населенных пунктах и на трассе одиночные коровы, или группы коров (находятся как правило в любом месте проезжей части) - обычная картина. Средняя плотность этих рогатых - метров через 25-35. Прогонять их никто не может - все объезжают как могут....
Неимоверное количество бездомных собак - по отношению к ним индийцев - приравниваются к коровам. Двигаются как попало и где попало (по дороге, естественно).
В сельской местности к вышеперечисленным живностям прибавим многочисленных черных свиней разной величины - они считаются "грязными", и своего рода они хорошие санитары многочисленных индийских помоек. Свиней тоже никто не гоняет, не трогает....
Лошади, буйволы - реже встречаются, но тоже предостаточно...
Обезьяны и змеи при пересечении зон джунглей и окраин сельских поселений. Обезьян много - сидят, как правило на краю дороги или быстро пересекают трассу. Змей встречали пару раз - раздавить змею на дороге - это великий грех. Их "вежливо" сгоняют с дороги всеми доступными способами....
Напоследок о животных - возвращаясь из 9-ти часовой поездки в Хампи (древний индийский храмовый комплекс - 15...16 век - разрушенный не до конца мусульманами...), попали в жесточайшую пробку. Причина - стадо коров на трассе и скопившиеся грузовики с рудой (много железа и меди)...
ОСОБЕННОСТИ ПДД - собственно ПДД, как мы привыкли их понимать, нет. Получение прав чрезвычайно простая прцедура - знаешь где педали, где бибикалка, 10 метров прехал - и усе... Это не относится к водителям автобусов и водителей туроператоров - у них через три года переквалификация....
Приоритета, как такового, нет на дороге - это, как-бы взаимная "договоренность" водителей. Реализуется эта договоренность звуковыми и световыми сигналами - это "краеугольный камень" индийских "ПДД"... Я до конца так и не въехал в их аццкую азбуку сигналов. Но выглядит это приблизительно так:
- одно нажатие клаксона - я есть на дороге, внимание! Это сигнал для впереди движущегося ТС и для пешехода, байкера, велосипедиста впереди;
- два нажатия клаксона - внимание, я совершаю маневр! Это может быть обгон, поворот на перекрестке и т.д., короче, реальное действие. Один из водителей обязательно уступает.
- три звуковых сигнала - тоже, что и два, но, ситуация опасная и требую мне уступить. Иногда это своего рода возмущение...
- четыре сигнала или один длинный сигнал ... - типа нашего ненорматива за рулем... От водителей ни разу не слышал, но сигналом - это да...
Темнеет там в 18.00 - никто габариты не включает, пока видимость вообще станет нулевой... Затем включаю преимущественно дальний свет...Оно и понятно - так светлее на неосвещенных дорогах...
Слепой обгон - нормальное явление... Я за эту поездку, наверное, раз сто уже с жизнью попрощался...Однако жив..
Скорости там не большие. Максимально возможная (жизнесохраняющая) скорость - это 90-100 км/ч. В основном это 60...80 км/ч.
Видел пять довольно жестких ДТП - все лобовые и все с грузовиками. Разойтись бывает не просто...
АВТОМОБИЛИ - индийцы патриоты... у них основной транспорт - это продукция их местного автогиганта "ТАТА". Это и малолитражки, и грузовики, и автобусы, тракторы. Грузовики похожи на наши Кразы. Автобусы с невероятно высоким клиренсом. В сельской местности народ ездит и на их крыше... В населенных пунктах мото-рикши. В эту будочку на мотороллере иной раз набивается до 15(!) индусов
Реже встречаются Рено, Фольцвагены, Фиаты (видел Бравика и Палио). Все авто праворульки....
Мототехники невероятное количество разнообразных мастей - их местная фирма "Махиндра", Хонда и т.д. Ездят на них по три, реже по два индуса.. . Малолетний впереди это норма - типа семья едет по делам...
ПЛОТНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ - это не комментирутся... это надо видеть... Это какой-то пипец в квадрате... Это сущий ад. Я до сих пор не могу не просто понять - осознать как это можно вот так ездить, в таких условиях, по таким дорогам...
В общем, это первые впечатления только о авто в Индии...
Забыл написать о полиции...
Полиция там как нигде коррумпированная. Остановили - развод на бабки без вариантов. Официальная квитанция на штраф - это нонсенс. Но если водитель получил такую квитанцию - она есть "индульгенция" для всех последующих нарушений в этот день... Т.е. если тебя остановил полисмен - показываешь эту квитанцию и тебя отпускают...
На границах населенных пунктов принято делать шлагбаумы - останавливают авто, в окно всовывается ехидная морда и просит 10 рублей... потом машину пропускают...
Индусы мало пьют, но встречается... Ездить пьяным в Индии это не грех и не нарушение. Т.е. выпив пару бутылок их местного пива или поболее, водитель без малейшего беспокойства и угрызений совести садится за руль...
В одной из поездок мы остановились у одного ресторанчика перекусить. Наш водитель Тойоты минивена обедал с нами... Проглотил две по 0,5 их пива Кингфишер и дальше в путь. Честное слово было не по себе. Нас, кроме водилы, в машине было пятеро и русский гид. Ехали мы всю дорогу или по встречке, обгоняя нескончаемую вереницу грузовиков или по встречной обочине, если она была... Также и в темное время...
Если встречается где-то регулировщик, то совершенно непонятно чем он занимается на перекрестке. Как мне кажется, он и сам не понимает что он там делает...
Полиция работает с 8 до 18. Потом все по домам. После 18 можете быть уверены, что ни одного копа вы не встретите - ездите как хотите и в каком хотите состоянии... После 18-ти можно все...